Приданное на свадьбе и крепость семейных уз – одни из наиболее устоявшихся представлений о таком великом таинстве, как венчание. При этом многие счастливые пары, которые живут по церковным законам, долгие годы не решались совершить это таинство. Может ли верующий человек жить в браке без венчания. Откуда появилось данное таинство?
Венчание: суть таинства
В дошедшем до наших дней виде венчание появилось не так давно. В давние времена, у священнослужителей не было каких-то специальных привилегий, дававших им право на благословление браков. Любой брак, совершавшийся в те времена с соблюдением всех традиций, признавался церковью законным. Само присутствие на таинстве священнослужителя или епископа на пире в честь свадьбы уже означало то, что брак был благословлен. Такой обычай существовал в самых ранних христианских общинах.
Вплоть до IV века священникам не присваивалось никаких специальных чинов, не существовало какой-то системы, по которой бы они присваивались. Все изменилось после эдикта Константина Великого в Милане, в то время в церковь стали активно входить люди, которые не имели никакого представления об образе жизни епископа. Они и не стремились к тому, чтобы стать истинными христианами. Именно тогда была переосмыслена сама суть брака, его стали рассматривать как священный союз двух любящих людей, а благословение на этот брак давалось самим господом. Были проведены четкие различия в представлениях о семье у христиан и язычников.
Основное отличие церковного брака от обычного в том, что он предполагает союз двух людей не только во время земного существования. Гораздо больше внимания уделяется не физическим аспектам отношений (общение, продолжение рода), а духовным. Если супругам удалось пережить самые сложные периоды, которые неизбежно случаются у любой пары, то их отношения выйдут на новую, высшую ступень, где душевная и духовная составляющая едины. Единство не прекращается после смерти, даже на небесах оно сохраняется. Можно вспомнить немало знаменитых “святых” пар: Петр и Феврония (Муромские), Кирилл и Мария (отец и мать Сергея Радонежского), Иоаким и Анна, Адриан и Наталия.
Но такое понимание брака существовало только в христианском мире. Языческие понятия о семье были совершенно другими. Чтобы данное понимание возникло, самый близкий человек рассматривался как, своего рода, главный камертон отношения к Всевышнему. Языческий брак – это не просто отношения любящих людей, брак был жертвенным подвигом, совершаемым для того, чтобы создать фундамент и первооснову всего бытия в целом.
Именно так и шло развитие. Чем более осмысленным становилось понятие брака, тем четче вырисовывалась ранговая система присвоения церковных чинов, дающих право священнику благословлять супружество. И лишь в XVII завершилось формирование данной системы до вида, который представлен в наши дни в православных храмах. Никакое другое таинство, кроме венчания, не отличается таким огромным разнообразием форм. Каждый элемент брака приобретал со временем все более совершенную форму, и лишь один оставался неизменным – молитва “Боже Святый”.
Можно ли считать брак без венчания чем-то неправильным, страшным грехом? У многих такой брак ассоциируется с блудом, но это глубочайшее заблуждение. Если брак законный, о нем было официально объявлено и с юридической точки зрения он оформлен должны образом, то церковь признает его. Этот момент четко прописан в концепции нашей Православной Церкви.
Без благословения церкви, верующие люди не смогут выстроить свои супружеские отношения таким образом, чтобы в итоге оказаться перед лестницей, ведущей их в Небесное Царство. Брак должен не только вести к этой лестнице, созидание этого царство должно начинаться уже во время супружества. Это и есть главная цель таинства.
Суть таинства в том, чтобы с помощью божественной благодати претворить естественные отношения между любящими людьми в духовные. Переход отношений в эту стадию превращают естественную взаимную тягу мужчины и женщины друг к другу в очередную ступеньку, которая приближает их к Христу. Помимо всего прочего, именно венчание является благословением на семейную жизнь в самой христианской общине. Чтобы благословить супругов на простое сожительство полов, необходимо, чтобы его дал в церкви представитель общины, епископ или священник.
Если брак признан законным, то мужчина и женщина начинают абсолютно новую жизнь. Перед ними открывается реальность, ранее неизвестная им. И здесь практически невозможно обойтись без Божьей помощи.
Однако, это не должно выглядеть как заключение сделки по принципу: мы обвенчались, а ты, Всевышний, теперь должен гарантировать нам уют и покой. При венчании отношения не строятся с нуля, они укрепляются и благословляются. И уж тем более, это не узаконивание отношений людей, которые не могут терпеть друг друга, и чьи отношения – не более чем формальность.
Сегодня отношение к венчанию изменилось. Зачастую, просто венчают всех, кто приходит в церковь. Из-за такого отношению к браку сама суть таинства полностью нивелируется, оно станет “волшебным костылем”. Оно помогает людям, которые только-только начинают учиться ходить. Однако, как показывает практика, “волшебных костылей” не существует. Главное – это отношения между венчающимися. Никакое волшебство не поможет им, если они по-настоящему не любят друг друга, а свои отношения считает своего рода потребительской услугой, и после венчания не собираются ничего менять в своей жизни. В этом случае таинство станет для них не спасением, а настоящим судом божьим. Брак эти людей после венчания не укрепится, и, скорее всего, довольно быстро распадется. Ведь когда ты приближаешься к Господу, это всегда тяжело: любая ситуация, которая сложилась на данный момент, достигает критической точки напряжения. С божественными вещами нельзя шутить, к ним нужно относиться с должным уважением. И если человек готов на жертвы, готов поступиться своими жизненными принципами, своими убеждениями ради того, чтобы оказаться ближе к Богу, то этот кризис станет спасением для него и его души. Если же он не готов к переменам и не желает стать настоящим христианином, то эта ситуация лишь обнажит и обострит его истинное душевное состояние. Такое состояние не может принести пользы, оно ведет лишь к скорому распаду семьи.
Пренебрежительное отношение к Богу недопустимо. Любая церковь является его родным местом, в ее стенах можно почувствовать его незримое присутствие. Так что проводить венчание по принципу “надеюсь, что это сработает” неправильно. Это подтверждается тем, что практически в каждой епархии есть немалое количество просьб о проведении “развода по-христиански”. Если люди не являются настоящими христианами, но иногда все-таки посещают церковь, то для них будет вполне достаточно заключить обычный законный брак.
Венчание – очень серьезный шаг. Надо четко определиться с тем, готовы ли вы к нему сейчас. Именно отсутствие готовности побуждает многие молодые пары к откладыванию проведения данного таинства. Такие процессы, как воцерковливание и созревание к венчанию происходят на параллельных курсах.
Есть множество счастливых супругов, которые являются убежденными христианами и прожили в счастливом браке более 40, и даже 50 лет. Но, при этом, они до сих пор не готовы к тому, чтобы обвенчаться в церкви. Между их душами нет какого-то единства, поэтому они не могут совершить таинство.
Что до молодых семей, то их действия более последовательны. Они не спешат обвенчаться сразу же после бракосочетания. Это хороший признак, говорящий о понимании ими всей ответственности данного шага.
Брак верующих людей – не просто социальная ячейка или же “законный способ использовать ближнего своего”. Это наглядный пример того, как две абсолютно разные личности могут жить как единое целое. В настоящей семье есть только один закон – закон любви. Одна личность не вытесняет другую, не пытается взять над ней верх. Поэтому брак является фундаментальным для церкви понятием.
Если супруги хотят все сделать по-христиански, то им просто необходимо вступать в брак через венчание. Но каждый из них должен понимать всю важность этого таинства и осознавать свою ответственность. И это, прежде всего, не физическая, а духовная ответственность .
Развенчание – миф, в котором нет ни слова правды. Никакой священник или епископ не обладает чином, а соответственно и правом давать церковное благословение на расторжение брака .