Встреча молодых с караваем

автор: Алевтина Перова | добавлено: 11-01-2013 | 0 | просмотров: 165798

Обряд встречи молодых, как традиция, имеет давнюю историю. Есть мнение, что родительское благословение молодых хлебом-солью являлось одной из ранних форм заключения брака. Зафиксированы случаи, когда венчание в церкви заменялось обрядом обведения молодоженов вокруг дежи (деревянной кадушки для приготовления теста для хлеба), на крышке которой лежал хлеб. Позднее уже после церковного венчания, встретив свадебный поезд, мать жениха обводила молодоженов вокруг хлебной дежи, которая предварительно стелилась рушником и на которую выкладывали хлеб со щепоткой соли.

Эта русская свадебная традиция сформировалась и получила большое распространение в России уже в девятнадцатом веке. С этого момента выпечка свадебного каравая стала обязательным ритуалом в семьях жениха и невесты. Именно с него, в общем-то, и начиналась свадьба. Как правило, родители жениха и невесты выпекали свадебный каравай в четверг или пятницу. Для теста брали пшеничную муку, но в отдельных регионах применялась и ржаная мука. Верхнюю часть каравая украшали голубями, которые символизировали любовь молодоженов, а также шишечками и колосками, олицетворяющими плодородие и богатство.

Родители невесты с напутственными словами провожали пару из дома, а родители жениха тоже с ним в руках, встречали молодоженов на пороге дома, принимая в свою семью дочь и благословляя их на долгую и счастливую семейную жизнь (по традиции супруги селились после свадьбы в доме родителей жениха). Затем под радостные крики и возгласы гостей каравай ставили во главу свадебного стола, где он стоял до окончания застолья, после чего его обязательно делили. Делением каравая, как правило, занимался старший дружка или «староста». Центральную часть каравая отдавали молодым, затем куски давали родителям и родственникам, подошву каравая с запеченными в ней монетами обычно отдавали музыкантам, остатки же получали «запорожцы» — дети и подростки, которые не присутствовали на свадебном пиру, оставаясь «за порогом». В большинстве случаев деление каравая совмещали с процессом одаривания молодоженов. Гость, получив кусок каравая, обязательно клал на специальную тарелку деньги, полотно, либо обещал поросенка, телку, овцу. Поскольку действовал принцип «отражения» («Одаривайте и одариваемы будете»), то молодожены старались раздать каравая большему количеству гостей.

Эта красивая и веселая традиция встречать молодых с караваем после регистрации в ЗАГСе существует и в наши дни. Конечно, она сохранилась не в полной мере, несколько видоизменилась и даже преобразилась, однако не утратила таинственной прелести и символической значимости: родители встречают молодых в новом для них статусе, в качестве мужа и жены.

Встреча новобрачных родителями является особым ритуалом, который олицетворяет связь поколений и традиции преемственности семейных ценностей. Сегодня, как уже упоминалось выше, эта традиция претерпела множество изменений, в частности современные пары зачастую до брака уже имеют отдельное жилье от родителей. Поэтому проведение данного обряда происходит уже не на пороге дома родителей жениха, а плавно перемещается к дверям ресторана, кафе или банкетного зала.

Если встреча молодоженов происходит в доме родителей жениха, на пороге их ожидают мама с караваем в руках и отец с иконой (это может быть образ Богородицы, Николая Чудотворца или другого святого, являющегося покровителем семьи). В данном случае свекровь благословляет молодых на жизнь в достатке и гармонии, а свекор напоминает им о духовности и вечных ценностях христианской любви. Молодожены, перекрестившись, вначале кланяются иконе, а затем отламывают (откусывают) кусочек от каравая и, обмакнув его в соль, дают съесть друг другу. Затем они благодарят родителей и целуют трижды в щеки. После этого родители приглашают состоявшихся супругов и их гостей в дом к накрытому свадебному столу или же в зал, где будет проходить свадебное гулянье.

Если новобрачных по каким-либо причинам родители не смогут встретить дома, то этот обряд проводится в дверях здания (ресторан, кафе и т. п.), где намечено проведение свадебного торжества. Чтобы все прошло успешно, тамаде предстоит заранее подготовиться. Необходимо договориться с кем-то из пар, которые будут находиться в составе свадебного кортежа, о том, чтобы тамаду предупредили по телефону за пять минут до приближения свадебного кортежа к ресторану.

Хорошо, если гости выстроятся по обе стороны от дорожки, образуя «живой коридор», по которому нужно будет пройти молодым, и в конце которого их будут ждать их родители. Красиво и трогательно будет выглядеть встреча, если все, образующие «живой коридор» будут держать в поднятой кверху руке по одной розе. Во время встречи молодых мама жениха держит в руках каравай на рушнике и открытую деревянную или серебряную солонку, а отец – икону (по желанию), маленький рушник и плошку с конфетами и монетами. Мама невесты держит стеклянную тарелочку с медом и ложечку, папа – бокалы с шампанским. Также в руках у родителей могут находиться зажжённые свечи. Свидетель со свидетельницей, в руках которой находится большой рушник (специальное полотенце с орнаментом), стоят друг напротив друга на некотором отдалении от родителей молодых.

Весь путь по «живому коридору» жених несет невесту на руках, при этом приглашенные усеивают их путь цветочными лепестками, цветами, обсыпают молодоженов зерном (пшеницей, рисом), конфетти, конфетами и деньгами. По старому поверью такое действо обещает молодым счастье, богатство, достаток и долгую сладкую семейную жизнь. Подойдя к родителям, молодожены кланяются им в пояс, проявляя тем самым уважение, и благодарят за благословение на брак, родительскую любовь и труд.

В момент прохождения по дорожке к родителям молодоженам можно устроить конкурсы-испытания и задавать вопросы. К примеру, спросить молодых о количестве детей, которые они собираются завести. Ответ (якобы разный) на заданный вопрос они должны искать под тремя ковровыми дорожками. Записки со словами «У нас будет много детей» кладутся заранее под каждую ковровую дорожку.

Родители встречают молодоженов, благословляют их, по очереди высказывают свои пожелания, и мама жениха преподносит каравай. Молодые должны отломить (или откусить) от каравая, обмакнуть в соль и угостить друг друга. Этот жест символизирует заботу супругов друг о друге, которую с данного момента они будут постоянно проявлять в течение всей жизни. Обязательно нужно сравнить отломанные кусочки: чей больше, тот и хозяином в семье будет. Солить кусочек каравая необходимо обязательно. По одной из версий, вместе с солью съедаются все слёзы, которые ожидали молодых в течение их совместной жизни, по другой же версии, этим жестом молодые как бы дают обещание, что «насолили друг другу» они в последний раз.

В дальнейшем каравай, по традиции, либо родители жениха убирают и не позволяют никому до него дотрагиваться, после чего относят в церковь в качестве пожертвования (считается, что это сулит мир и лад в доме новоиспечённых супругов), либо молодые делят свадебный каравай между гостями. Причём невеста раздает кусочки своим родственникам, а жених – своим. По другой версии невеста подходит к каждому гостю с караваем на руках, и каждый отламывает себе небольшой кусочек.

После угощения караваем отец жениха (свекор) торжественно вручает невесте грамоту о том, что она принята в их семью с большой радостью. После этого молодые подходят к матери невесты, которая угощает их медом с пожеланиями сладкой жизни и нескончаемого медового месяца. Затем отец невесты преподносит молодым бокалы с шампанским, которые следует выпить до дна со словами благодарности родителям за поддержку и любовь. Это действо является символом того, что чаша взаимного терпения никогда не переполнится. Пустые бокалы необходимо разбить «на счастье», чтобы «из них никто уже больше не пил, и супругов на сторону не уводил». По осколкам (большему их количеству) смотрят, кто родится в семье первым: если большинство осколков крупные – мальчик, если мелкие – девочка.

Затем отец жениха завязывает руки молодоженам заранее приготовленным рушником. Таким образом, рука к руке, они должны пройти всю совместную жизнь. Рука к руке молодые подходят к свидетелям и встают на рушник, который они расстилают перед ними. Рушник в данном случае выступает в качестве жизненного пути, который предстоит пройти молодым. Родители в этот момент начинают посыпать молодых заранее приготовленными конфетами для сладкой жизни, монетами для достатка в доме и пшеном для многочисленного потомства.

Потом мамы молодых подходят к ним, и развязываю рушник. Его сохраняют в качестве первой семейной реликвии. Потом его передают детям во время их свадьбы (они также должны будут на него встать для долгой, счастливой и гармоничной жизни), а те в свою очередь передадут своим детям и т. д.

После этого молодые проходят в банкетный зал, за ними проходят родители, свидетели и тамада, а потом и остальные гости.